Байкальская нерпа (лат. Pusa sibirica) — один из трех пресноводных видов тюленя в мире, эндемик озера Байкал, реликт третичной фауны.
Средняя длина тела взрослой нерпы — 165 см (от конца носа до конца задних ластов). Вес от 50 до 130 кг, самки по массе больше самцов. Линейный рост заканчивается у нерп к 17−19 годам, а весовой продолжается ещё в течение ряда лет и возможен до конца жизни. Живут до 55 лет.
В спокойной обстановке скорость движения под водой не превосходит 7−8 км/ч. Максимальная скорость 20−25 км/ч. Но с такой скоростью она плавает, когда уходит от опасности. По твёрдому субстрату нерпа передвигается достаточно медленно, перебирая ластами и хвостом. В случае опасности переходит к скачкам.
По сообщению рыбаков, нерпа попадала в сети на глубине до 200 м, но, как правило, она ныряет на значительно меньшие глубины. Корм нерпа находит в хорошо освещённой зоне (25—30 м) и ей, по-видимому, нет необходимости нырять глубоко. Нерпа способна погружаться до 400 м, и выдерживает давление 21 атм. В экспериментальных условиях (в большом аквариуме), когда её удерживали под водой, нерпа находилась там до 65 мин. (рекордная продолжительность). В природе она бывает под водой до 20−25 мин. — этого ей достаточно, чтобы добыть пищу или уйти от опасности.
Обитает в озере Байкал, особенно широко в северной и средней его частях. В июне на берегах Ушканьих островов можно увидеть особенно много нерп. На закате солнца нерпы начинают массовое движение к островам. Эти животные любопытны и иногда подплывают к дрейфующим судам с заглушённым двигателем, длительное время находясь рядом и постоянно выныривая из воды.
Питанием нерпе служит непромысловая рыба (голомянка, байкальский бычок). В экспериментальных условиях (в аквариуме) суточный рацион нерпы составлял от 3 до 5 кг рыбы. За год взрослая нерпа съедает до 1 т рыбы. Омуль попадается в пищу нерпе случайно и в очень небольшом количестве, не более 1−2 % от суточного рациона.
К 3—4 году жизни нерпы становятся половозрелыми. Беременность длится 11 месяцев, из которых первые 3—5 длится эмбриональная диапауза.
Детёнышей нерпа рождает в специально подготовленном снежном логове. Большая часть нерп рождается в середине марта. Обычно нерпа рождает одного, редко двух детёнышей. Вес новорождённого до 4 кг. Шкурка детёнышей белого цвета. Около 4-6 недель детёныш проводит исключительно внутри логова, питаясь молоком матери. К тому времени, как логово разрушится он успевают практически полностью полинять. Мать проявляет заботу о малыше, отлучаясь лишь на время охоты. В её присутствии температура внутри логова достигает +5 °C, в то время, как снаружи стоят морозы −15…-20 °C.
Период лактации заканчивается через 2—2,5 месяца. С переходом на самостоятельное питание рыбой нерпята линяют, мех постепенно изменяет цвет на серебристо-серый у 2—3-месячных, а затем и на буро-коричневый — у более старших и взрослых особей.
На льду в логовищах под снегом, часто на торосистых участках Байкала.
Когда озеро сковано льдом, нерпа может дышать только через отдушины-продухи — запасные отверстия во льду. Продухи нерпа делает, разгребая снизу лёд когтями передних конечностей. Вокруг её логовища до десятка и более вспомогательных продухов, которые могут отстоять от основного на десятки и даже сотни метров. Продухи имеют обычно округлую форму. Размер вспомогательных продухов 10−15 см (достаточный для того, чтобы высунуть над поверхностью воды нос), а основного продуха — до 40−50 см. Снизу продухи имеют форму опрокинутой воронки — значительно расширяются книзу. Интересно, что способность делать продухи — это врождённый инстинкт. В экспериментальном аквариуме для отдыха нерпы на водной поверхности устанавливалась небольшая плавающая площадка из 5-сантиметрового пенопласта, а остальная часть аквариума — с открытой водой. Молодые нерпята месячного и двухмесячного возрастов проделывали отверстия в пенопласте, разгребая его когтями снизу, выставляли нос и дышали в продухи, хотя рядом была открытая вода. «Насытившись» воздухом, снова уходили под воду. Следует заметить, что нерпята были отловлены в недельном или двухнедельном возрасте, когда они ещё питались молоком матери. Пришлось выкармливать их сгущённым молоком через соску из бутылочки, как детей. В воде они тогда ещё не плавали и воды боялись. А когда подросли, то показали, на что способны.
До сих пор среди учёных нет единой точки зрения, как это животное попало в Байкал. Большинство исследователей придерживаются точки зрения И. Д. Черского о том, что нерпа проникла в Байкал из Ледовитого океана через систему рек Енисей-Ангара в ледниковую эпоху, одновременно с байкальским омулем. Другие учёные не исключают возможности её проникновения по Лене, в которую, как предполагают, был сток из Байкала.